Эстетика танца 1-12 марта 2017
Лариса Максимова
УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ
ЯРОСЛАВЛЬ ГОТОВИТСЯ СТАТЬ ЦЕНТРОМ МИРОВОГО БАЛЕТА
Первый Международный фестиваль балета в этом старинном русском городе состоится уже в марте этого года и даст старт созданию первого за всю историю существования Ярославля музыкального театра.
Именно в Ярославле был основан первый в России профессиональный общедоступный театр. Это сделал в 1750 году Федор Волков. Театр вскоре стал одним из лучших, здесь начинали великие Собинов и Москвин. В Ярославле есть и другие театры, здесь проходят разные культурные события, имеется даже своя филармония… А музыкального театра нет. И, если даже появляются в городе афиши типа «выступают солисты Мариинского театра», то это , скорей всего, означает, что на маленькой неприспособленной сцене под фонограмму будут танцевать солисты непонятно какого состава. А ведь в Ярославле очень хотят смотреть балет. И оперу слушать непротив, разные мюзиклы и всякое такое. Я в этом убедилась лично, когда волей судьбы оказалась в прошлом году в Ярославле. Увидела афишу - «классический балет В.Василева и Н.Касаткиной «Лебединое озеро». Афиша висела на театрально-концертном зале «Миллениум», где обычно идут эстрадные концерты и шоу. И меня всегда поражало, что в грандиозном дворце для зрелищ: современном, красивом, оснащенном по последнему слову техники, поют Стас Михайлов, Леонтьев или Валерия. Разве это масштаб для такого театрального зала? Сюда бы оперу с оркестром! Словом, решила я сходить в Ярославле на балет, хотя, если честно, была уверена, что меня ожидает в лучшем случае набор фрагментов под фонограмму. И ошиблась. Мне был предложен полноценный балет , в очень необычной редакции, с прекрасными декорациями и с отличными исполнителями. Апофеозом, конечно, явилось наличие оркестра. Этого я , уж, никак не ожидала! Оркестр играл в полном составе, и музыка, благодаря не в последнюю очередь акустике «Миллениума», звучала изумительно….Но главным все равно было не это. Главным было то, что зал на полторы тысячи человек был полон! Люди сидели на приставных стульях и стояли в проходах. Вот какие зрители в Ярославле! Такой зрительский интерес не был одноразовым, впоследствии , на других балетах, происходило тоже самое. А тогда, воспользовавшись своим служебным положением журналиста, я пошла за кулисы выяснять, кому это пришло в голову привезти в Ярославль балеты, и так здорово все организовать. Так мы встретились с Александром Бородой – Президентом международного фонда поддержки культуры «Русский театр». Александр много лет занимается прокатом спектаклей российских театров в разные города и страны. Как продюсер и режиссер он сделал спектакль «Почти все о любви» по пьесе Жана Кокто , который на аншлагах идет в Малом театре с Ириной Муравьевой в главной роли. С Ярославлем Бороду связывает многое – и дружба, и работа, и гастрольная деятельность. Он привозил сюда и Малый , и Вахтанговский, и другие театры Москвы . А когда директором «Миллениума» стал его однокурсник по театральному институту Игорь Сидоренко , Александру и пришла в голову мысль устроить в Ярославле гастроли балетных трупп. Размах и возможности театра просто обязывали к этому! Василев и Касаткина были первыми, за ними потянулись другие коллективы… Можно было бы из года в год устраивать здесь гастроли – балетных коллективов в стране сотни – и ни о чем не думать. Но Бороде, как мне кажется, очень скучно повторять уже однажды сделанное . Так возникла идея фестиваля. А уже как продолжение - создания первого в Ярославле театра музыки и балета. Затеявший всю эту историю Борода, не сомневается в ее осуществлении. И делает для этого все возможное. А иногда даже и невозможное. Министерство культуры России, местные власти, частный бизнес, меценаты – все, конечно, двумя руками за фестиваль. Поддерживают прямо очень сильно. Но… денег не дают. Вы, говорят, проведите первый фестиваль, мы посмотрим, как там у вас все пройдет. Может, и поможем. Вот, Борода и крутится. Это очень-очень трудно – сделать такой фестиваль. И дело не только в том, что денег, как всегда , не хватает. Просто все балетные коллективы очень востребованы, контракты лучших из них расписаны на годы вперед, выкроить время для приезда в Ярославль, например, из Минска или Перми, коллектива в двести человек – трудно. И, тем не менее, первый фестиваль балета в Ярославле «Эстетика танца» собрал весьма представительных участников. Откроется он 1 марта 2017 года «Волшебной флейтой» Кремлевского балета. На следующий день этот театр покажет «Руслана и Людмилу» . 4 и 5 марты пройдут спектакли театра балета Юрия Григоровича. Классический балет Василева и Касаткиной привезет «Жизель» и «Дон Кихота», а закроется фестиваль 12 марта «Лебединым озером» Пермского театра оперы и балеты . Оркестром будет дирижировать сам Теодор Курентзис. Накануне состоится их же «Бахчисарайский фонтан». По-моему, программа совсем не слабая, особенно для первой попытки.
Почти два года Борода вел переговоры с разными коллективами. Надо сказать, ему никто не отказал – ни Большой, ни Мариинка, ни театр Станиславского, ни Эйфман, ни многие другие…Все они готовы приехать в Ярославль в будущем. В планах – мастер-классы ведущих хореографов, фестиваль балетных школ. Надо же откуда то брать будущих исполнителей для нового музыкального театра! Создается Попечительский и Художественный совет фестиваля, придумывается, помимо классики, детское и современное направление. И мне почему-то кажется, что многое из задуманного осуществится. А ,может быть, даже получится все. Почему – нет?