До и после «Жизели»…
Второй фестиваль балета «Эстетика Танца» прошел в Ярославле с 8 по 18 марта, и безусловным его открытием, стало выступление Театра оперы и балета Республики Коми. Это подчеркнул в своем кратком приветственном слове по окончании балета «Жизель» президент международного фонда поддержки культуры «Русский театр», организатор и идейный вдохновитель фестиваля Александр Юрьевич Борода. Он также отметил, что этот прекрасный спектакль организаторы фестиваля посвящают памяти великого русского артиста Олега Табакова, ушедшего из жизни в эти дни.
Можно ли считать парадоксом проведение фестиваля балета в городе, в котором не существует театра оперы и балета и вообще никакого музыкального театра, даже привычной для любого областного центра оперетты? Нет, ответит чуткий и справедливый ярославский зритель. Потому что в городе есть в целом многолетняя театральная традиция, основанная на деятельности всемирно известного драматического театра имени Волкова. В городе есть известный и любимый ярославцами, филармонический академический симфонический оркестр под руководством не менее популярного среди театральной общественности дирижера Мурада Атаевича Аннамамедова, и, наконец, в городе есть современнейшая, напичканная всякими техническими новинками, сценическая площадка концертно-зрелищного центра «Миллениум», где и проходил в эти дни балетный фестиваль. Отсутствие театра оперы и балета, так же, например, как и консерватории, для ярославцев, скорее временное недоразумение; и, пока одна часть зрительской аудитории ломала голову в тех же соцсетях над тем, приведет ли создание фестиваля к созданию нового театра, другая искренне радовалась тому, что уже увидела на фестивальных подмостках.
И в зале все было как обычно в момент, когда приходит успех – шквал аплодисментов, крики браво, изящные поклоны балетной труппы, эффектный автоматический подъем музыкантов из оркестровой ямы…большой полуторатысячный зал ярославского концертного зала «Миллениум» приветствовал после спектакля полюбившийся сыктывкарский Театр оперы и балета. Но это уже было после «Жизели», сложнейшего спектакля давно ставшего визитной карточкой мирового балета. А до… были обычные рабочие будни, т.е. репетиции и встречи, разговоры с теми, кто готовил успех.
Главный балетмейстер театра Наталья Терентьева в гримерке после репетиции подытоживает: « Я довольна. Кордебалет сейчас порадовал слаженностью и отточенностью движений. Солисты еще раз прошли все сложные места. Я, думаю, мы готовы. В целом, я уверена в своих артистах. Они все наши, местные. Сами растим, поэтому знаем их. Я скажу честно – не люблю приглашенных солистов, потому что творческий век у балетных и так недолог, а отнимать у них возможность расти творчески с каждым спектаклем так же, как и возможность заработать свой хлеб, я лично - не готова. Поэтому пользуюсь этим крайне редко. Фестивали считаю делом нужным и полезным. Когда еще у зрителя может быть такая возможность: за одиннадцать дней посмотреть восемь спектаклей четырех театров!»
Исполнителей главных партий спектакля «Жизель» Романа Миронова и Наталью Супрун приходится ловить практически за кулисами. Они достаточно устали после репетиции, но поговорить по душам за искусство совсем не против. Оба по-детски непосредственные, обаятельные, веселые. На вопрос о том, каким нужно быть солисту, чтобы выжить в условиях современной конкуренции, Наталья, не задумываясь, отвечает – лидером. Роман, уверен – личностью. В оценке организации фестиваля мы с ней более солидарны: если для зрителей это и правда, настоящий парад театров, то для исполнителей это практически обычные гастроли, так как нет в программе фестиваля ни мастер-классов, ни творческих встреч, ни гала-концерта в финале…а общаться-то хочется с коллегами, это же всегда такой стимул для творческого роста…Прошу представить Наталью, что организаторы решились на сумасшедший эксперимент и попросили бы все театры одним из двух спектаклей привезти только «Жизель»? Наталья хохочет, потом задумывается: «Для зрителя дело-то недешевое получится, а для нас, конечно, интересно было бы сравнить. Но таких ценителей балета, как вы, у нас мало… да и тогда это, наверное, будет больше похоже на конкурс…». Роман в отношении того, как организован фестиваль, более толерантен: «Возможно, это у них будет со-временем. Всего-то ведь только второй. Но, конечно же, хотелось бы увидеть работу коллег из Воронежского и белорусского театров, выступивших перед нами и марийского, который приедет после нас. Хотя бы репетиции».
Интересуюсь у Натальи, почему на их репетиции главный дирижер театра Азат Максутов, часто спрашивал, устраивает ли ее темп, в котором играет оркестр. «Знаете, я танцую уже более двадцати лет, Роман - более пятнадцати, дирижеров мы с ним видели много, они часто менялись, и многим из них, честно говоря, было все равно, что там, на сцене происходит: они играют, мы танцуем, сами по себе. Азат Барыевич с нами уже пять лет, и мы знаем, что ему не все равно. Ему важна гармония, важно, чтобы мы были единым целым. Роман добавляет, что однажды, на спектакле «Дон Кихот» у него заклинила защелка на плаще. Он его уже должен был снять и бросить… «Вижу, Азат Барыевич заметил мою борьбу с плащом и сначала снизил темп, а потом пошел на повтор… Я за это время сорвал плащ буквально через голову и с таким удовольствием швырнул на пол, говорят, эффектно получилось, артистично…»
Ярославль сыктывкарцы, конечно же, посмотреть из-за репетиций не смогли. Балеты «Жизель» и «Тысяча и одна ночь», хоть и самые любимые у этих солистов, но и одни из самых сложных. Репетиции были утром и вечером. И все-таки они успели заметить, что Ярославль – это, прежде всего, Волга и обилие церквей, а вот Сыктывкар, он какой? Выдаю, что узнала из интернета – маленький, уютный северный городок, тайга прямо за городом, потрясающие природоохранные заповедники с оленями и таинственная ягода морошка…вкусная? Наталья смеется – костлявая, Роман, серьезно – полезная.
С главным дирижером театра Азатом Максутовым пересекаемся в холле гостиницы «Юбилейная» между репетициями. Он тоже устал, но полон впечатлений: «Мне очень понравились сцена и зал, прекрасная акустика, современная оркестровая яма. Здание «Миллениума» новое, суперсовременное. Ярославцам можно по-хорошему позавидовать. У нас здание театра старое, давно требующее реконструкции или замены, поэтому нам в радость играть здесь и сейчас». Азат Максутов из плеяды тех молодых и перспективных дирижеров, которые, даже работая в русской северной глубинке, умудряются не терять достаточно высокий европейский уровень. Помогают частые зарубежные гастроли? «Думаю, в первую очередь, помогает мне профессиональная база, которую я получил в Германии во время учёбы в аспирантуре. Ежегодные гастроли нашего театра в Германию и Великобританию, конечно также мобилизуют и дисциплинируют».
Рассказываю Азату Барыевичу о впечатлении молодых музыкантов ярославского симфонического оркестра. Передаю их впечатления, которыми они поделились в антракте: «Не ожидали такого высокого уровня. Очень достойно играл оркестр. Ровно. Музыка прямо парила над сценой и залом! Особенно понравилось душевное соло фагота…» Азат Барыевич последнюю фразу «заценил», улыбается, потому что фаготист недавно перебрался в Сыктывкар из Ярославля. Поэтому мы плавно переходим к теме кадровой нехватки в провинциальных театрах в связи с повальной коммерциализацией всех сфер жизни и искусства в частности. Кадровый отток в столицу и мегаполисы настолько ослабляет провинциальные театры, что фестивали и гастроли становятся порой единственным способом показать себя и поддержать материальную базу театра. Конечно, Азат Максутов доволен успехом театра в Ярославле, хотя и считает, что приглашенные музыканты в оркестре - это «палка о двух концах», но на фестивалях они оправданы и нужны. Он уверен, что ярославский фестиваль в стадии становления и еще удивит публику интересными организационными находками.
Директор Театра оперы и балета Коми Дмитрий Степанов приехал в Ярославль уже ко второму спектаклю «Тысяча и одна ночь», но успеху «Жизели» совсем не удивился: «Вот в этом вся наша проблема – в удаленности. Нас не знают, а когда узнают – удивляются тому, какой высокий уровень мастерства у театра. Видите, вот мой заместитель Михаил Попов, большой любитель истории, напоминает нам о том, кто закладывал у нас традиции. Лучшие представители русской творческой интеллигенции в виде политзаключенных во многих северных городах и в нашем в том числе. Освободившись, оседали здесь на всю жизнь. Работали, творили, имели учеников, последователей. Удивляются, как правило, люди, плохо знающие историю. Но кадровая проблема сегодня, конечно, не обходит и нас».
Эмоциональность Дмитрия Николаевича оправдана, так как, несмотря на северные надбавки и республиканское финансирование, она коснулась и его театра. Тем более, что северные просто так не платят, надо еще потерпеть суровые северные условия, да и республиканский бюджет должен сильно постараться, чтобы доказать театральные приоритеты и выделить какие-то суммы. – « Смотрите, вот наш министр культуры республики пообещал, что до конца этого года мы определимся с нашим зданием: ремонт или строительство. Решим вопрос по укрупнению штатов. Но ведь и мы сами должны что-то делать, чтобы поддерживать своих артистов. Я ведь не просто приезжаю на гастроли нашего театра из любопытства, я уверен в мастерстве наших артистов, у меня другие цели. Вот, например, организаторы фестиваля нам обещали оплатить проживание и проезд. С последним, к сожалению, не получилось. И я понимаю Александра Яковлевича. С нашей системой грантов и разных проектов совершенно невозможно ничего планировать. Куча бумаг, инстанций, времени, а результате результат можно и не получить. Конечно, тяжело артистам на автобусе почти двадцать часов до Сыктывкара добираться, я вот с ними обратно тоже на автобусе поеду, и суточные сто рублей для артиста тоже слезы, и если бы проезд был оплачен, мы бы смогли их решить. Будем думать, смотреть, как сделать гастроли рентабельными и выгодными для театра и с меньшими потерями. У нас в июне в гастрольном графике - Нижний Новгород, там мы все сами будем организационно устраивать. Осенью – Москва, Ярославль, Архангельск. Еще чуть позже – зарубежные гастроли. Там особенно востребован балет… Будем работать так, чтобы нас знали, звали и не удивлялись нашему успеху. Это никакое ни чудо, это трудом и потом заработанный успех».
Светлана Сорочан, член союза журналистов России
Ярославль.