Категории сайта
Афиша дня

Отзывы




  • До и после «Жизели»…

    Второй фестиваль балета «Эстетика Танца» прошел в Ярославле с 8 по 18 марта, и безусловным его открытием, стало выступление Театра оперы и балета Республики Коми. Это подчеркнул в своем кратком приветственном слове по окончании балета «Жизель» президент международного фонда поддержки культуры «Русский театр», организатор и идейный вдохновитель фестиваля Александр Юрьевич Борода. Он также отметил, что этот прекрасный спектакль организаторы фестиваля посвящают памяти великого русского артиста Олега Табакова, ушедшего из жизни в эти дни.


    Можно ли считать парадоксом проведение фестиваля балета в городе, в котором не существует театра оперы и балета и вообще никакого музыкального театра, даже привычной для любого областного центра оперетты? Нет, ответит чуткий и справедливый ярославский зритель. Потому что в городе есть в целом многолетняя театральная традиция, основанная на деятельности всемирно известного драматического театра имени Волкова. В городе есть известный и любимый ярославцами, филармонический академический симфонический оркестр под руководством не менее популярного среди театральной общественности дирижера Мурада Атаевича Аннамамедова, и, наконец, в городе есть современнейшая, напичканная всякими техническими новинками, сценическая площадка концертно-зрелищного центра «Миллениум», где и проходил в эти дни балетный фестиваль. Отсутствие театра оперы и балета, так же, например, как и консерватории, для ярославцев, скорее временное недоразумение; и, пока одна часть зрительской аудитории ломала голову в тех же соцсетях над тем, приведет ли создание фестиваля к созданию нового театра, другая искренне радовалась тому, что уже увидела на фестивальных подмостках.


    И в зале все было как обычно в момент, когда приходит успех – шквал аплодисментов, крики браво, изящные поклоны балетной труппы, эффектный автоматический подъем музыкантов из оркестровой ямы…большой полуторатысячный зал ярославского концертного зала «Миллениум» приветствовал после спектакля полюбившийся сыктывкарский Театр оперы и балета. Но это уже было после «Жизели», сложнейшего спектакля давно ставшего визитной карточкой мирового балета. А до… были обычные рабочие будни, т.е. репетиции и встречи, разговоры с теми, кто готовил успех.


    Главный балетмейстер театра Наталья Терентьева в гримерке после репетиции подытоживает: « Я довольна. Кордебалет сейчас порадовал слаженностью и отточенностью движений. Солисты еще раз прошли все сложные места. Я, думаю, мы готовы. В целом, я уверена в своих артистах. Они все наши, местные. Сами растим, поэтому знаем их. Я скажу честно – не люблю приглашенных солистов, потому что творческий век у балетных и так недолог, а отнимать у них возможность расти творчески с каждым спектаклем так же, как и возможность заработать свой хлеб, я лично - не готова. Поэтому пользуюсь этим крайне редко. Фестивали считаю делом нужным и полезным. Когда еще у зрителя может быть такая возможность: за одиннадцать дней посмотреть восемь спектаклей четырех театров!»


    Исполнителей главных партий спектакля «Жизель» Романа Миронова и Наталью Супрун приходится ловить практически за кулисами. Они достаточно устали после репетиции, но поговорить по душам за искусство совсем не против. Оба по-детски непосредственные, обаятельные, веселые. На вопрос о том, каким нужно быть солисту, чтобы выжить в условиях современной конкуренции, Наталья, не задумываясь, отвечает – лидером. Роман, уверен – личностью. В оценке организации фестиваля мы с ней более солидарны: если для зрителей это и правда, настоящий парад театров, то для исполнителей это практически обычные гастроли, так как нет в программе фестиваля ни мастер-классов, ни творческих встреч, ни гала-концерта в финале…а общаться-то хочется с коллегами, это же всегда такой стимул для творческого роста…Прошу представить Наталью, что организаторы решились на сумасшедший эксперимент и попросили бы все театры одним из двух спектаклей привезти только «Жизель»? Наталья хохочет, потом задумывается: «Для зрителя дело-то недешевое получится, а для нас, конечно, интересно было бы сравнить. Но таких ценителей балета, как вы, у нас мало… да и тогда это, наверное, будет больше похоже на конкурс…». Роман в отношении того, как организован фестиваль, более толерантен: «Возможно, это у них будет со-временем. Всего-то ведь только второй. Но, конечно же, хотелось бы увидеть работу коллег из Воронежского и белорусского театров, выступивших перед нами и марийского, который приедет после нас. Хотя бы репетиции».


    Интересуюсь у Натальи, почему на их репетиции главный дирижер театра Азат Максутов, часто спрашивал, устраивает ли ее темп, в котором играет оркестр. «Знаете, я танцую уже более двадцати лет, Роман - более пятнадцати, дирижеров мы с ним видели много, они часто менялись, и многим из них, честно говоря, было все равно, что там, на сцене происходит: они играют, мы танцуем, сами по себе. Азат Барыевич с нами уже пять лет, и мы знаем, что ему не все равно. Ему важна гармония, важно, чтобы мы были единым целым. Роман добавляет, что однажды, на спектакле «Дон Кихот» у него заклинила защелка на плаще. Он его уже должен был снять и бросить… «Вижу, Азат Барыевич заметил мою борьбу с плащом и сначала снизил темп, а потом пошел на повтор… Я за это время сорвал плащ буквально через голову и с таким удовольствием швырнул на пол, говорят, эффектно получилось, артистично…»


    Ярославль сыктывкарцы, конечно же, посмотреть из-за репетиций не смогли. Балеты «Жизель» и «Тысяча и одна ночь», хоть и самые любимые у этих солистов, но и одни из самых сложных. Репетиции были утром и вечером. И все-таки они успели заметить, что Ярославль – это, прежде всего, Волга и обилие церквей, а вот Сыктывкар, он какой? Выдаю, что узнала из интернета – маленький, уютный северный городок, тайга прямо за городом, потрясающие природоохранные заповедники с оленями и таинственная ягода морошка…вкусная? Наталья смеется – костлявая, Роман, серьезно – полезная.


    С главным дирижером театра Азатом Максутовым пересекаемся в холле гостиницы «Юбилейная» между репетициями. Он тоже устал, но полон впечатлений: «Мне очень понравились сцена и зал, прекрасная акустика, современная оркестровая яма. Здание «Миллениума» новое, суперсовременное. Ярославцам можно по-хорошему позавидовать. У нас здание театра старое, давно требующее реконструкции или замены, поэтому нам в радость играть здесь и сейчас». Азат Максутов из плеяды тех молодых и перспективных дирижеров, которые, даже работая в русской северной глубинке, умудряются не терять достаточно высокий европейский уровень. Помогают частые зарубежные гастроли? «Думаю, в первую очередь, помогает мне профессиональная база, которую я получил в Германии во время учёбы в аспирантуре. Ежегодные гастроли нашего театра в Германию и Великобританию, конечно также мобилизуют и дисциплинируют».


    Рассказываю Азату Барыевичу о впечатлении молодых музыкантов ярославского симфонического оркестра. Передаю их впечатления, которыми они поделились в антракте: «Не ожидали такого высокого уровня. Очень достойно играл оркестр. Ровно. Музыка прямо парила над сценой и залом! Особенно понравилось душевное соло фагота…» Азат Барыевич последнюю фразу «заценил», улыбается, потому что фаготист недавно перебрался в Сыктывкар из Ярославля. Поэтому мы плавно переходим к теме кадровой нехватки в провинциальных театрах в связи с повальной коммерциализацией всех сфер жизни и искусства в частности. Кадровый отток в столицу и мегаполисы настолько ослабляет провинциальные театры, что фестивали и гастроли становятся порой единственным способом показать себя и поддержать материальную базу театра. Конечно, Азат Максутов доволен успехом театра в Ярославле, хотя и считает, что приглашенные музыканты в оркестре - это «палка о двух концах», но на фестивалях они оправданы и нужны. Он уверен, что ярославский фестиваль в стадии становления и еще удивит публику интересными организационными находками.


    Директор Театра оперы и балета Коми Дмитрий Степанов приехал в Ярославль уже ко второму спектаклю «Тысяча и одна ночь», но успеху «Жизели» совсем не удивился: «Вот в этом вся наша проблема – в удаленности. Нас не знают, а когда узнают – удивляются тому, какой высокий уровень мастерства у театра. Видите, вот мой заместитель Михаил Попов, большой любитель истории, напоминает нам о том, кто закладывал у нас традиции. Лучшие представители русской творческой интеллигенции в виде политзаключенных во многих северных городах и в нашем в том числе. Освободившись, оседали здесь на всю жизнь. Работали, творили, имели учеников, последователей. Удивляются, как правило, люди, плохо знающие историю. Но кадровая проблема сегодня, конечно, не обходит и нас».


    Эмоциональность Дмитрия Николаевича оправдана, так как, несмотря на северные надбавки и республиканское финансирование, она коснулась и его театра. Тем более, что северные просто так не платят, надо еще потерпеть суровые северные условия, да и республиканский бюджет должен сильно постараться, чтобы доказать театральные приоритеты и выделить какие-то суммы. – « Смотрите, вот наш министр культуры республики пообещал, что до конца этого года мы определимся с нашим зданием: ремонт или строительство. Решим вопрос по укрупнению штатов. Но ведь и мы сами должны что-то делать, чтобы поддерживать своих артистов. Я ведь не просто приезжаю на гастроли нашего театра из любопытства, я уверен в мастерстве наших артистов, у меня другие цели. Вот, например, организаторы фестиваля нам обещали оплатить проживание и проезд. С последним, к сожалению, не получилось. И я понимаю Александра Яковлевича. С нашей системой грантов и разных проектов совершенно невозможно ничего планировать. Куча бумаг, инстанций, времени, а результате результат можно и не получить. Конечно, тяжело артистам на автобусе почти двадцать часов до Сыктывкара добираться, я вот с ними обратно тоже на автобусе поеду, и суточные сто рублей для артиста тоже слезы, и если бы проезд был оплачен, мы бы смогли их решить. Будем думать, смотреть, как сделать гастроли рентабельными и выгодными для театра и с меньшими потерями. У нас в июне в гастрольном графике - Нижний Новгород, там мы все сами будем организационно устраивать. Осенью – Москва, Ярославль, Архангельск. Еще чуть позже – зарубежные гастроли. Там особенно востребован балет… Будем работать так, чтобы нас знали, звали и не удивлялись нашему успеху. Это никакое ни чудо, это трудом и потом заработанный успех».


    Светлана Сорочан, член союза журналистов России
    Ярославль.


  • Председатель ОО "Многодетные семьи ЯО"

    Благодарность

     

    Общественная организация "Многодетные семьи Ярославской области""выражают огромную благодарность Международному фонду поддержки культуры "Русский театр" Александру Бороде за возможность окунуться в мир музыки и танца . Спасибо за незабываемые ощущения

     

     

    Отзывы из ВК

     

     

    "В воскресенье, в рамках второго фестиваля балета, проходящего в нашем городе всей семьей посетили балет "Спящая красавица" в исполнении Белорусского государственного академического музыкального театра.

     

     

    Красочные костюмы, настоящая живая музыка П.И.Чайковского (оркестр в оркестровой яме произвел на детей неизгладимое впечатление), мастерство танцоров погрузили нас в мир фантазии, сказки и волшебства. Балет просто потрясающий.

     

     

    Законченная сказочная история, сплетенная из танцевальных нитей где добро побеждает зло.

     

     

    В балете нет слов, но история понятна каждому. Нежная и хрупкая принцесса Аврора, романтичный принц Дезире, феи Сирени, Нежности, Резвости, Щедрости, Канареек и Смелости и, конечно же, незабываемая фееричная фея Карабосс - не оставили равнодушными сердца моих маленьких зрителей. Именно с таких постановок и нужно знакомить детей с балетом.

     

     

    Спасибо организаторам фестиваля за предоставленную возможность в очередной раз побывать на балете вместе с детьми, за отличные места - сидеть в партере даже и не мечтали! Подобные мероприятия вносят огромный вклад в воспитании у детей эстетического вкуса, любви к хорошей классической музыке, повышают мотивацию к занятиям классическим танцем у еще совсем маленьких начинающих балерин.

     

     

    "Выражаю благодарность за возможность посмотреть балет "Спящая красавица" на музыку П. И. Чайковского в исполнении БГАМТ. Это просмотр на одном дыхании... Отличное исполнение, замечательные костюмы, завораживающая живая музыка! Интересно было наблюдать исполнение мужчиной роли злой феи Карабосс. Постановочное решение о приглашении на свадебный бал героев других сказок сначала было не совсем понятно, однако именно оно позволило наблюдать за сольным выступлением большего числа исполнителей. Отдельно хочется отметить оркестр, работа на высоте! Спасибо Организации за позитивные впечатления! #русскийтеатр #АлександрБорода #балет #Ярославль #фестивальбалета

     

     

    --
    С Уважением ,
    Председатель ОО "Многодетные семьи ЯО"
    Димитриевская Залия
    8-962-204-67-05

     


  • Благодарности


Наши контакты
Для отзывов, предложений и сотрудничества.
+79264088815
teatr-tur@mail.ru
teatr-fond@rambler.ru


Скопировать